Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Вернуться к обычному виду

ПАМЯТКА ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

10.04.2018
Новости




ПАМЯТКА
ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ












Ижевск
2017


Правовое регулирование отношений в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Положения Закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

- при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
- при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
- при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
- к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.



Положения этого Закона также не применяются при осуществлении 23 видов государственного контроля (надзора), к которым, в частности, относятся налоговый контроль, банковский и страховой надзор, контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных (ч. 3.1 ст. 1 Закона №294-ФЗ).

Для 39 видов государственного контроля (надзора) другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Например, такие особенности установлены для лицензионного контроля, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, за соблюдением трудового законодательства, федерального государственного пожарного надзора, строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, государственного земельного надзора (ч. 4 ст. 1 Закона №294-ФЗ).

Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29.12 2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».


















Проведение плановых проверок

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ст. 9 Закона №294-ФЗ).

Проверки проводятся не чаще чем один раз в три года со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Исключения:
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Кроме того, при формировании плана проверок учитывается мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства и риск-ориентированный подход (ст.ст. 26.1 и 8.1 Закона №294-ФЗ).











Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства
(«надзорные каникулы»)

В соответствии со статьей 26.1 Закона №294-ФЗ установлен запрет на проведение в течение трех лет (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года) плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Указанный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, которые:
- в течение трех предшествующих лет подвергнуты административному наказанию за грубые нарушения закона;
- на отдельные виды государственного контроля (надзора), включая такие сферы общественных отношений, как здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение, повышение энергетической эффективности, управление многоквартирными домами (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944).

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства (малые предприятия, в том числе микропредприятия) установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
- среднесписочная численность работников – до 100 человек, микропредприятия – до 15;
- доход – до 800 млн. руб., микропредприятия – до 120 млн. руб.

Сведения об отнесении субъектов предпринимательства к категории малого содержатся в соответствующем реестре, который сформирован Федеральной налоговой службой и размещен в сети Интернет (на сайте: https://rmsp.nalog.ru).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение установленного запрета на ее проведение. Порядок подачи таких заявлений и их рассмотрения органом контроля установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 №1268.





Применение риск-ориентированного подхода при планировании проверок

В соответствии со ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности контрольной деятельности при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) с 1 января 2018 года применяется риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ

Категории риска    Классы (категории) опасности    Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно
высокий риск    1 класс    плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий риск    2 класс    
Значительный риск    3 класс    
Средний риск    4 класс    плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный риск    5 класс    
Низкий риск    6 класс    плановые проверки не проводятся

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора).

При отнесении объектов к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Кроме того, информация о категории риска или классе опасности предоставляется по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска или класса опасности (с приложением документов). Орган государственного контроля (надзора) принимает решение в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.

Объекты, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 установлены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности и определены виды федерального государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (всего 38 видов).

В силу пункта 15 этих Правил плановые проверки, периодичность проведения которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, проводятся в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, с установленной этим постановлением периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.



Применение проверочных листов

Частью 11.1 статьи 9 Закона №294-ФЗ предусмотрена возможность закрепления в порядках организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора) обязанности использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 №177.

Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети Интернет и могут быть использованы для разработки и размещения интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.



















Порядок составления ежегодного плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:
- наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
- цель и основание проведения каждой плановой проверки;
- дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 и осуществляется в следующие сроки, предшествующие году проведения плановых проверок:

- до 1 сентября органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
- до 1 октября органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
- до 1 ноября органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
- до 1 декабря органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

- до 31 декабря Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (https://genproc.gov.ru/).







Возврат к списку